4. Уроки труда
были впервые введены в 1955 году, когда мы пришли в 6-й
класс. Для школьной мастерской была
отведена одна из
классных комнат в недавно построенном силами родителей и
работниками местных промышленных предприятий новом корпусе
школы. Имею ввиду старую школу. Было принято решение учить
детей столярному мастерству. Первым учителем труда стал
Григорий Корнеевич Зятковский, уроженец
села Крымка,
крестьянский сын, на все руки мастер. Был кинут клич
родителям насчет сбора инструмента: кто что может!
Появились в мастерской шерхебели, рубанки, фуганки, ручные
лобзики, разного назначения пилы. Первые станки: циркулярную
пилку, токарный станок по обработке деревянных деталей мы
создавали вместе с любимым учителем. Деревянную станину циркулярки мы собрали сами из обработанных своими руками
заготовок, которые выбирались из заготовленных на зиму дров,
на рабочий стол пилы хорошо приспособились большие железные
прокладки которые использовались при ремонте железнодорожных
путей, строгальный вал, электродвигатель и циркулярную пилу
где-то раздобыл Григорий Корнеевич. Все завертелось зашумело, пошла первая стружка. После этого
соорудили наш первый деревообрабатывающий станок. Резцы для
первичной и чистой обработки изготовил сам учитель из
напильников (!), заготовки для продукции брались из тех же
дров, среди которых находили много буковых поленьев.
Изготавливали табуретки, банкетки, журнальные столики. Точеные ножки, поверхности шлифовали наждачной шкуркой,
покрывали лаком, все это украшало небогатый школьный
интерьер. Несколько позже школа получила миниатюрный
токарный станок
для обработки металла, появились лерки для
нарезания внутренней и внешней резьбы, началась работа с
металлическими заготовками. В виде домашних заданий было
выпиливание лобзиком всевозможных рамочек для фото,
настенных полочек. Навыки, полученные в те годы, остались на всю жизнь,
осмелюсь доложить, что в связи с военной профессией
необходимость менять квартиры возникала очень часто. И
никогда мы не прибегали к посторонней рабочей силе при их
обустройстве и обживании. Все делалось своими руками. И на
зависть соседям. Если кто думает, что мастерская в новой школе была построена
строителями, то он глубоко ошибается. Ее построили учителя и
ученики своими руками от фундамента и до крыши. Станки в
новую мастерскую школа получила централизованно (изменились
времена, страна стала богаче к концу 50-х). Кирпич на
строительство завозили из станции Бандурка на школьной
машине. МТС подарил школе старую полуторку, которую в
рабочем состоянии с десяток лет поддерживал школьный
водитель дядя Гриша Фортуна, на ней же мы получали первые
уроки вождения автомобиля, когда в восьмом классе на уроках
труда начали изучать автодело под руководством Ефима
Евграфовича Манзюка. Так что школа в те годы полностью
оправдывала название общеобразовательной, трудовой
политехнической!
[05.10.2009]
5. Первые
опытные участки тоже были созданы Г. К. Зятковским.
Метеоплощадка
(географiчний майданчик, теперь-то мы знаем
точные географические координаты каменной горки на нем:
47°54'24,30" Северной широты., 30°46'57,20" Восточной долготы, или
47,9067N
30,7825Е для GPS-навигатора,
высота над уровнем моря 151,0 метра) также создавалась его усилиями
вместе с учениками. Все началось с тех пор, как была
выделена земля под строительство школы. Директор, Пётр Федотович
Коломиец, на педсовете заметил, что такие площади не должны
пустовать до начала строительства. Нас спросили учителя,
путем подворного обхода, не надоело ли нам бить баклуши, все
желающие могут приходить туда, где будет строиться школа – в
направлении села Полтавка. Вот мы и собрались, соседи по улице: Нина Тымчинская
(это старшая, а младшая — Нина Тымчинская,
выпускница 1977 года
—
сейчас
живет в Москве), Леня Корниенко, Саша Пинчук, я, сестра двоюродная
Тамара, и не спеша отправились по указанному направлению.
Шли долго, расстояние казалось огромным, за улицей, которую
мы называли Топольной, теперь улица Заводская (от малой нефтебазы до ныне строящейся
церкви) открывалось чистое поле. Начинал стройку дома только
П. Ковальчук, водитель бензовоза. Спросили, где будет
строиться школа. Нам показали в поле в направлении Полтавки:
"Где-то там…". И мы снова заспешили не спеша, шутя,
рассказывая разные истории и анекдоты. Увидели вдалеке
одинокую фигуру Григория Корнеевича и побежали по
вспаханному полю напрямик.
|
Фото:
Школьная бригада, 9-Б класс. Осень 1959 Заняли
1-е место. Вернулись из полевых работ. Слева на право стоят:
Григоренко
Григорий (погиб летом 1960 в колхозе), самый
маленький Галимон Вадим Филиппович,
Беседа
Василий Иванович, Мушинский Николай Николаевич,
Кукуруза Викт. Дмитриевич, Звиревский Николай
Петрович, Дорбалюк Николай Иванович, Албеско Галина
Степановна, Брижатый Николай Максимович, Городнюк
Галина Федоровна,Чернобровый Николай Иванович,
Мельник Тамара Ивановна Первый ряд: Лопушанская Виля Максимовна,
Рожновская Галина Улиодоровна, Слоневскй Вас.
Анатольевич, Гордейчук Елена Ив., Синиченко
Елена Ивановна, Магзер Ольга Ильинична. Верхний ряд:
Рыбалко Николай - ушел из школы после 9 класса,
ездил из Романовой Балки на моцике (трассы
Кишинев-Полтава не было), Шевчук Ник.
Данилович, Яковенко Елена Дмит. |
Учитель стоял посреди поля,
возмущению его пределов не было. Всегда спокойный. он
встретил нас криком: "Еще к вечеру пришли бы, лентяи,
лодыри"! У ног его лежали колышки, мотки шпагата, топорик.
Закипела работа. В первый день было размечено десять
участков приблизительно по пять соток, протоптаны дорожки на
границах. Учеба в средних классах в то время заканчивалась
18 мая. Так что до конца месяца все участки были засеяны, а
осенью была организована в старой школе выставка "Наш первый
урожай", на которую были приглашены руководители
предприятий, родители. Это был первый праздник труда в школе с видимыми плодами
его. До этого мы принимали участие только в сборе урожая в
колхозе им. Чкалова, собирали кукурузу, сахарную свеклу,
помидоры, виноград. Но наш первый урожай — это было совсем
другое, мы увидели плоды собственного труда.
[24.10.2009]
6.
И вот через
два года открылась новая школа. Жизнь наша круто изменилась.
Дороги к храму науки оставались те же — грязь по колени. Но,
входя в чертоги храма науки, мы попадали в мир иной.
Просторные, чистые, светлые классы, кабинет физики - химии,
спортзал, библиотека. Фойе с раздевалкой! Все это внесло дух
городской школы, сразу сделало нас взрослее и разумнее. В
коридорах поддерживалась тишина во время перемен, а если не
поддерживалась, то вмешивались дежурные старшеклассники и
воцарялся должный порядок.
Были организованы спортивные секции: футбольная,
волейбольная, баскетбольная, шахматная. В теплую погоду
использовался спортгородок, в холодную и дождливую — с 18:00
постоянно работал спортзал. Рядом со школой была выделена
земля для оборудования стадиона. Вокруг школы и стадиона
получили участки под застройку многие учительские семьи.
Построили свои дома семьи Колесниченко, Стефаненко, Вайгель,
Сиваченко, Терешко, Рожко, Ратушные.
На фото: 1961 год. Мой друг детства Леонид Корниенко в
отпуске с Северного Флота. Рядом со мной Анатолий Семенович
Заволенковский, секретарь комитета комсомола завода, возле Лени
приезжий парень Миша. Впереди
сводная сестричка Леонида Лена Тимофеева.
Это улица, в конце
которой дом учителя А.И.Рожко, а начало ее упирается в стадион в
районе ворот.
Такого понятия как
школьное самоуправление еще не существовало. Но активно работал Учком (ученический комитет), Комитет комсомола, Пионерская
дружина. Ежедневно велся учет полученных негативных оценок.
Получившие двойки в спортзал не допускались, что было очень
серьезным наказанием, ведь большинство двоечников были
хорошими спортсменами. Такая мера воздействия была серьезным
ударом по самолюбию и заставляла учиться лучше. Для старшеклассников по пятницам устраивались "Комсомольские
пятницы", вечера на которых мы танцевали под радиолу (чуть
позже под магнитофон "Днепр", который появился в физкабинете
в ведении Андрея Борисовича Стефаненко и был для нас
явлением чрезвычайным и доселе невиданным. Можно было в
течение часа не менять пластинку!), ставили маленькие
спектакли по произведениям включенных в программу классиков
русской и украинской литературы. Жили весело — находили весьма действенные существенные
формы и методы борьбы с деревенской скукой, пива и вина не
пили, курили только некоторые индивидуумы, заранее
повзрослевшие по их мнению. Но свои негативные пристрастия
особенно не афишировали. В целом всегда помнили, что наша
основная задача — хорошо учиться и с пользой для души и тела
отдыхать. В результате – четыре медалиста вышло из нашего
выпуска, а восемьдесят процентов сразу поступило в вузы,
остальные нашли работу по душе на нашем, в то время,
авторемонтном заводе. Да, интересное, светлое было время.
Время учебы в родной школе.
[22.11.2009]
7.
Наконец-то он наступил, день, которого мы все так ждали!
На фото: Торжественная линейка по случаю последнего звонка
для наших выпускных 10-А и 10-Б.
Май, всё в цвету,
у всех в руках букеты сирени, ирисов, цветов,
которые в майские дни радовали глаз на клумбах и в
палисадниках почти всех жителей поселка. Выступают
учителя с пожеланиями успешной сдачи выпускных
экзаменов, выпускники обещают приложить все усилия и
закончить школу с высокими успехами, девятиклассники
клянутся быть не хуже нас, так же хорошо учиться и
радовать родителей и учителей.
Казалось бы все
просто и буднично, но только не для нас. Мы
чувствуем, что это действительно последний для нас
звонок в родной школе, что еще несколько недель
напряженной подготовки к экзаменам, а потом мы уже
за порогом, что дальше выбор жизненного пути, с
которым не каждый еще определился. Что ждет нас
впереди, куда поступать, чем заняться после
получения Аттестата зрелости? Группа ребят и девочек
собралась на новостройки Сибири, некоторые мальчишки
собираются поступать в военные училища, многие
отмалчиваются, еще не взяли курс, не видят своей
жизненной дороги. Некоторые говорят, что об этом
думать еще рано. Надо еще экзамены сдать, а их целых
семь! Пытаются оттянуть время прощания со школой. Но
три недели подготовки и сдачи экзаменов пробегают
молниеносно и вот наступает день вручения Аттестатов
и выпускного бала. Мои одноклассники впервые одевают
модные по тем временам костюмы, ищут умеющих вязать
галстуки, одноклассницы готовят к вечеру белые
платья. Мне поручают выступить со словами
благодарности учителям и школе. Это было мое первое
в жизни выступление с трибуны, с которой я потом не
расставался всю жизнь. Получилось неплохо, все
приветствовали меня с этой "тронной речью",
правда малость
огорчила единственная тройка в Аттестате по
тригонометрии. Я тут же принял решение поступать на
филологический факультет и сразу забыл об этой
мелкой неприятности. Понял, что Лобачевского из меня
не получится. На выпускном балу сидели впервые в
нашей жизни за одним столом с учителями и
родителями, слушали похвальные тосты в наш адрес, в
23:00 попрощались с педколлективом и с родителями
до утра и отправились встречать зарю. Все приняли
мое предложение: спуститься с горы по тропинке
ведущей в Петровку, внизу свернуть в Катеринку,
пройти через все село и встретить зарю в
Катериновском лесу. Это было прощание с родными
местами. Мне кажется по этому маршруту уже никто из
нас никогда не ходил. Мы попрощались с детством... [24.11.2009]
8.
Stela nauta wiam monstrare (путь морякам указывают звезды). Так
говорили древние. Мне жизненный путь указала родная школа. Мама моя
родилась в последнем году XIX века. С тех пор у нее сохранились самые
высокие и светлые представления об УЧИТЕЛЕ с большой буквы. Тем более,
ее представления об этой категории граждан страны
блестяще подтверждали педагоги нашей школы 50-х годов.
И ей очень хотелось, чтобы я стал учителем. Вот и отправился я
после получения Аттестата зрелости в Николаевский пединститут на
филологический факультет. Прошел собеседование, сдал документы в
Приемную комиссию. В тот же день вернулся в Первомайск и вечерним
поездом явился на перроне родного вокзала. И прямо из тамбура вагона
налетел на Петра Федотовича Коломийца, нашего школьного директора.
Директор
спросил меня, откуда это я такой возбужденный и одухотворенный,
и я рассказал, что сдал документы в вуз, а он спросил, помню ли я
сколько лет моим родителям и смогут ли они тянуть студента на
двадцатирублевой пенсии. Я сказал, что этот вопрос и меня тревожит, но
учиться ведь надо. —
А другого пути не видишь?
—
спросил директор,
—
Предлагаю тебе иную путеводную звезду. Во всех
школах области с этого года вводятся группы продленного дня.
Предлагаю пойти на двухнедельные курсы, которые будут
работать в нашей школе и с 1 сентября начать свой путь
педагога в одной из школ района, а уже в следующем году
поступить на заочное отделение и продолжить образование.
Если согласен, то
возвращайся, забирай документы и пиши заявление на курсы,
педагогический коллектив поддержит! Вот таким
образом я с первого дня учебного года в свои семнадцать
лет вошел в качестве воспитателя группы продленного
дня 5 класса им. "Партизанской искры" Крымкской
средней школы. Родная школа не оставила меня один на
один с моими проблемами. А в Крымке моими опекунами
и наставниками стали Е.В.Моргуненко, Н.С.Ковальчук, Ф.П.Нерубащенко, И.П. Герасименко и
многие другие члены коллектива, которым я благодарен
и по сей день за внимательное, снисходительное и
уважительное отношение к мальчишке, возомнившем себя
учителем. Летом 1962 года успешно сдал экзамены на
филологический факультет Одесского государственного университета и был переведен в Степковскую
восьмилетнюю школу, где получил ставку преподавателя
русского языка и литературы и классное руководство.
Началась настоящая педагогическая деятельность с
полной мерой ответственности. Там прошло семь лет
трудовой деятельности, после чего жизнь круто
изменилась, но работой с людьми, благодаря родной
школе, я был обеспечен на все последующие
десятилетия трудового пути.
[02.12.2009]
9.
Мои одноклассники... И сейчас они стоят у меня перед
глазами такими, какими были в годы нашей юности. По
своему 10-Б помню, кто с кем за партой сидел, что
вытворяли на уроках, кто у кого списывал контрольные. В
левом ряду первая парта от стола учителя: Вадик Галимон и Витя Штанько,
за ними Галя Албеско и Вася Беседа, дальше Тома
Мельник и Коля Мушинский, Лена Гордийчук и Коля
Шевчук, на последней парте —
Коля Гоцуляк и Витя
Кукуруза. В правом ряду: Женя Шарай и Лена Синиченко,
Виля Лопушанская и Оля Магзер, Лена Яковенко и
Коля Чернобровый, Галя Рожновская и Коля Звиревский,
Галя Городнюк и Коля Дорбалюк (я), а на последней
парте Павлик Трибой и Коля Брижатый
(подробнее о моём родном классе см. страничку нашего
выпуска 1961 года здесь.)
|
На этой фотографии:
Первая весна после выпуска. 1962 год.
Первый ряд: Николай Дорбалюк, Елена Гордийчук, Тамара
Мельник,
Юлия Овсяная, Галина Городнюк, Тамара
Дорбалюк
Второй ряд (задний план): Виктор Кукуруза и выпускники прошлых лет: С.Шабатура, Е.Радомский, Н.Безуля |
На этой фотографии -
то же место и время, яблоневый сад около завода:
на яблоне - моя бойкая двоюродная сестра Тамара Дорбалюк (она здесь в ожидании дочери-первенца Татьяны), Галя Городнюк, Тамара Мельник. Между ними ниже Оля
Овсяная, внизу сидит Евгений Радомский, в ряду
- Виктор Кукуруза, Николай Безуля, муж сестры Тамары, Лена Гордейчук, я и Сергей Шабатура, выпускник
нашей школы 1960
года.
|
|
Такая вот веселая компания, и если где-то
ошибся, то пусть простят ребята, прошло ведь почти полвека. Вот
бы собрать сейчас всех, усадить на свои места и пригласить на
открытый урок всех учителей, которые изо всех сил старались дать
нам тот максимум знаний, который оказался так необходим в нашей
взрослой жизни. Но время неумолимо. Из учителей в последние
годы мне довелось встречаться только с завучем школы Н.П.
Стефаненко, Анной Марковной и Геннадием Макаровичем Сиваченко,
Верой Матвеевной Вайгель, перезваниваемся с Соломицкими Алексеем
Лукичом и Александрой Степановной, проживающими сейчас в
Черкассах, встречаемся у могил родителей с Леонидом Петровичем
Коломийцем. Он не был нашим учителем, но был очень хорошим,
немножко старшим по возрасту, другом. Да и многие одноклассники
обозначили на партах вакантные места, уйдя из жизни в разные
периоды нашей бурной трудовой деятельности. Уже не с нами, и
никогда больше не придут на встречу одноклассников Валя Била (Рожновская),
Тамара Дорбалюк (Безуля), Николай Звиревский, Иван Меркушенко,
Николай Чернобровый, Николай Шевчук, Толя Черный, Глухенко
Леонид. Это те, о которых мне известно. А со многими
товарищами судьба развела навсегда и после школы мы никогда не
встречались, со многими общаемся почти ежегодно, бывали
случайные, непредсказуемые встречи в самых неожиданных местах и
ситуациях, так, например, Николай Мушинский с супругой Мариной
приехал однажды отдыхать на базу отдыха в населенный пункт, где
дислоцировалась моя пограничная застава, там же однажды лечился
в санатории Нестор Лацик, во время моей службы на Львовщине мимо
части проездом, находясь в командировке, заглянул в гости
Николай Звиревский. И всегда это приносило радость несказанную,
огромное удовольствие и массу воспоминаний ночи напролет.
Я не могу сказать насколько была успешной карьера, счастливой
личная жизнь каждого соученика, наверное было бы некорректно
(без их согласия) писать все о тех, о ком мне многое известно,
но с огромным удовольствием могу сказать, что все мои школьные
друзья
стали настоящими людьми,
полезными обществу гражданами, вырастили прекрасных детей,
заботятся о будущем внуков своих.
|