1.
Учителя школы 50-х-начала 60-х. Такими я помню их самые
первые школьные и жизненные уроки... Первым учителем, который встретил меня в школе, был Сергей
Данилович Юрийчак, заведующий начальной школой, который
потом, до пенсии, работал учителем младших классов, вырастил
четверых (!) прекрасных дочерей: Светлану, Нину, Тамару
и Аллу, всегда
был уважаемым человеком среди детей и родителей. Отец привел
меня в школу в середине августа. Вспоминаю подробности
солнечного утра, когда отец сказал маме, чтобы собирала меня
для первого визита в школу и беседы с директором. Появилась
белая рубашка, сшитая мамой вручную и штаны производства той
же модистки. Умывание, легкий завтрак и вот мы уже в пути.
Переходим железнодорожные колеи, спускаемся с насыпи, идем в
направлении Сельмага.
Это я собственной
персоной, ещё не школьник, с мамой
и папой,
через год после возвращения его с войны |
— Мы
что, в магазин? — спрашиваю.
— Да, в школу, — отвечает отец. Возле стоявшей там
постоянно
цистерны с керосином (помните?)
сворачиваем направо и через
минуту мы
останавливаемся возле длинного одноэтажного
здания.
— Что, ученика будущего привели? —
спрашивает
какая- то женщина.
— Сергей Данилович у себя, ждет
будущих
первоклашек.
Отец предупреждает:
— Смотри,зайдем — не забудь поздороваться!
В большой комнате несколько столов, шкаф с
книгами, вешалка
для одежды и представительный,
внушительный вот такой дядя сидит,
большой- |
пребольшой, высокий, широкоплечий, крепкий.
Он внимательно посмотрел на меня и спрашивает:
— Так ты зачем сюда пришел?
— Папа сказал, что пора в школу идти — беззаботное детство кончилось! — я
отвечаю. — И что же ты знаешь, что уже умеешь?
— Читать умею, писать — не умею, а цифры знаю до ста!
— Что прочитал? — "Чук и Гек" Аркадия Гайдара и афишу кино "Счастливого
плаванья". — Ого, даже афишу! — рассмеялся Сергей Данилович.
И, уже обращаясь к отцу, сказал: "Довольно шустрый,
думаю дела у него пойдут, счастливого ему плаванья!" А 1 сентября был первый звонок, школьная линейка, всех
первоклашек позвала к себе наша первая учительница — Анна
Анисимовна Паламарчук. Мы впервые вошли в класс, где каждому
было определено место за партой. Меня усадили с красивой
девочкой Ниной Рудюк. Учительница в приказном тоне пожелала
учиться только на "пять". После урока мама сказала, что
очень хорошо, что я попал в класс Анны Анисимовны, она и
сестру Лиду учила еще до войны, хорошая учительница, даст
отличные знания. Прошло несколько недель и я получил похвалу
за внимательность. Дело было так: закрепляя в нашей памяти
изученные буквы, Анна Анисимовна использовала, как и все
учителя, самодельный наглядный материал — буквы, написанные
на открытках с фотографиями какого-то города. Спросила:
"Какую букву, дети, вы видите?" Я поднял руку и изрек:
"Дом". "Что, дом!?" — воскликнула удивленная учительница.
"Большой красивый дом", — уже шепотом пролепетал я. Она
опустила руку, увидела, что держит карточку не той стороной,
и, смеясь, похвалила за внимательность.
Перед Новым
1952 годом произошло забавное событие. Мне был вручен
листок с текстом сценки "Вова в пионерском лагере",
отдельные строчки были подчеркнуты карандашом. Учительница
сказала, что именно эти строчки я должен выучить наизусть, а на
новогоднем на утреннике в клубе мы будем играть этот скетч
дуэтом вместе с Азой Солодчук, которая училась уже в 7 классе. Я
добросовестно выучил назубок весь текст, а на репетиции с
Азой у нас не было времени — она ходила тогда в
Катериновскую школу и появилась только в день нашей
"премьеры". Мы вышли на сцену и тут случилось то, что должно
было случиться. Я начал говорить весь текст подряд, и за
себя и за Азу. Она пыталась меня остановить, но в
конце концов, выволокла меня за кулисы под хохот зрителей и
моя карьера артиста на несколько лет прервалась. Только в
7-м классе я вновь вышел на сцену заводского клуба с чтением
юморесок Степана Олийныка и, к удивлению своему, имел успех. Кстати,
Аза Солодчук, выпускница 1956 года, была первой золотой
медалисткой вместе с Симой Олейник,
красивой девушкой, похожей на актрису Людмилу Нильскую.
12.12.2009
2.
Хорошо подготовила нас Анна Анисимовна к учебе в средних
классах, навечно осталась она в памяти многих поколений
благодарных учеников, как учитель, как друг, как заботливая
школьная мать. В определенном смысле, кроме нее, готовила нас к переходу к
общению с учителями предметниками в 5 классе еще одна
учительница — Надежда Еремеевна Панченко. Она в 4 классе
вела у нас уроки пения, готовясь к переходу к преподаванию
биологии. Заканчивала заочно биофак. Так вот об уроках
пения. Мальчишки считали, что песни петь — это удел
девчонок. Поэтому у доски никогда не солировали. Лучше
двойка, чем запеть в одиночку. Боялись, что класс будет
смеяться, не поддержит. Перед одним из уроков я услышал прекрасную песню в
исполнении Дмитрия Гнатюка. И захотелось донести ее до своих
одноклассников. Страх куда-то отступил, когда Надежда
Еремеевна вызвала к доске и предложила спеть одну из песен,
которые разучивали в классе. И спел я, напрягая голос,
фальцетом, представляя себе, что у меня баритон как у
Гнатюка:
"У трембітоньку заграю, Заграю, загуду.
З своїм милим рідним краєм
Розмову поведу.
Верховино. Ти, мій краю, Хто тебе тепер пізнає,
Хто тепер тебе пізнає
У селах і містах". Класс замер от удивления, смеха не последовало, я получил
пятерку. Больше смущения на уроках пения не испытывал ни я,
ни другие ребята. Кстати, была установка Директора школы — в
школьные хоры представлять учеников всем классом, дирижеру
хора и музыканту предоставить списки тех, кому "слон на ухо
наступил". Остальные должны были петь безоговорочно.
Существовало три хора: младших, средних и старших классов.
Позже было уже не так, создавались Вокально-инструментальные
ансамбли, хоровые группы, другие виды художественной
самодеятельности, но такой массовости участников уже никогда
не было. Когда мы учились в 6-м классе, в школе появился новый
учитель музыки, пения и рисования Марьян Михайлович
Радомский. Прекрасный специалист, за очень короткое время
создавший в школе духовой оркестр, в котором играли ученики
6—10-х классов. При проведении школьных и государственных
праздников зазвучали известные оркестровые мелодии, марши,
вальсы, Государственные гимны СССР и УССР. Появились
выставки художественных работ учащихся. Но до этого мы пришли в 5-й класс. У нас появился классный
руководитель — им стала учительница русского языка и
литературы Анна Яковлевна Бахтова, строгая и требовательная,
бескомпромиссная, в любую погоду носившая черную каракулевую
"шапку-кубанку", россиянка, улавливавшая в общении с нами на
уроках малейший украинский акцент. и заставлявшая говорить и
писать по-русски правильно.
Украинский язык и литературу преподавала
Антонина
Артемовна Олийнычук, выпускница Одесского университета,
красивая, черноглазая, строгая, не допускавшая малейших
шалостей на уроках. Учитель математики Иван Федосеевич Терешко очень худой, с
желтого цвета кожей лица, куривший даже в время уроков,
приоткрыв дверь в коридор и стоя на пороге. Его мы боялись,
не выучить его уроках никто даже не помышлял. Во время
уроков стояла мертвая тишина. Даже пришедшая в наш класс
группа второгодников сидела, забившись в угол, как мыши в
присутствии кота. Пугала его военная выправка, брюки галифе,
хромовые сапоги "со скрипом", которые он, по его словам
"носил 13-й год и все как новые". Такие люди, как Иван Федосеевич, знали цену жизни, отстояв
право на нее в суровые годы войны, знали цену собственному
труду, каждой заработанной трудовой копейке. Это о них
говорят: "Соль земли, плоть от плоти ее, кровь от крови".
16. 12. 2009
3.
Участник боевых действий, капитан запаса
Захар Ефимович
Попик, в середине 50-х преподавал допризывную подготовку.
Так тогда именовался предмет НВП (начальная военная
подготовка). В школе было все для того, чтобы уроки были
наглядными практическими занятиями. Винтовки-трехлинейки,
автомат ППШ, малокалиберные винтовки патроны к ним хранились
в открытой пирамиде, в неприспособленном помещении, но это
не вызывало нездорового интереса ни у учеников, ни у
местного населения. Интерес к оружию притупила война, и
валялось этого добра сколько угодно в полях и лесопосадках.
Зато нам, пятиклассникам, было очень интересно наблюдать,
как старшеклассники занимались сборкой-разборкой оружия,
выполняли на занятиях приемы с ним и ходили строевым шагом.
Особенно красиво смотрелся выпускной класс, в первой шеренге
которого шел младший сын учителя истории Колесниченко Н.Н.
— Володя, в полушерстяной офицерской гимнастерке,
подпоясанной офицерской портупеей, высокий, стройный,
красивый парень, очень похожий на свою маму, нашего
школьного библиотекаря — Марию Яковлевну. А Захар Ефимович
подавал строевые команды строго по уставному, громко, резко,
протяжно: "Аааа-раз, раз-з, раз-два-триии!" — звучало на
беговой дорожке стадиона.
Еще в четвертом классе все желающие получили красивые значки
и членские билеты ДОСААФ. Вблизи нынешнего ветеринарного
пункта населением было раскопано большое по площади и
глубокое место: там добывалась глина для строительства
домов. Захар Ефимович приспособил его, как тир для стрельбы
из малокалиберного оружия. Районный комитет ДОСААФ одобрил
такое начинание, стрельбы организовывались постоянно. И
вскоре многие ребята выполнили нормативы 1, 2, 3 разрядов,
школа начала принимать участие в районных и областных
соревнованиях, появились дипломы и грамоты, переходящие
кубки. Позже оружие из школ и других учебных заведений было
изъято, обучение военной подготовке началось по плакатам и
всеобщий интерес к предмету был утрачен. Захар Ефимович ушел
из школы на довольно длительный период и появился уже во
второй половине 60-х в другом качестве (черчение, физика,
математика). С начала 1956 учебного года в педагогическом коллективе
появился новый учитель физкультуры, уволенный в запас по
состоянию здоровья, пилот дальней авиации ВВС Алексей Лукич Соломицкий. Первый год своей педагогической деятельности он
всегда приходил в школу в лётной форме без погон. Был
немногословен,
когда его спрашивали о службе в армии,
авторитет среди коллег и учащихся завоевал очень быстро,
организовал спортивно-массовую работу в школе на том уровне,
который был возможен в условиях старого здания школы.
Волейбол, баскетбол, легкая атлетика, гиревой спорт,
велогонки стали приоритетными во внеклассной работе. В
хорошую погоду использовалась каждая свободная минута для
того, чтобы ребята могли улучшить физическую форму. В
этом году Алексей Лукич отметил 80-летие, живет в г.
Черкассы.
На фото: автор этих строк и Алексей Лукич
Соломицкий в 1991 году на нашем 30-летии окончания школы
(подробнее смотри страничку нашего
класса: 1961 выпуск)
Я переписываюсь и перезваниваюсь с ним. В
последние десятилетия он занялся литературной деятельностью,
написал 6 романов, 6 повестей, издал книжки для детей,
несколько поэтических сборников! Мне удалось прочитать
кое-что из его прозы. Вот неполный список его произведений:
"Скривджені долі", "Сансі", "Вітрила наших мрій", "Страшна
помста", ""Холодноярські соколята", "Пастка", "Таємниця
старого кургана". Сборника рассказов и юморесок "Вітрила
наших мрій", серии книжек для детей. Алексей Лукич — член
клуба независимых украинских писателей "Оратания", член
литературного объединения им. Василия
Симоненко.
К сожалению, книги Алексея Соломицкого выходят в свет
ничтожно малыми тиражами
(например, тираж прекрасного романа "Сансі" — всего 300
экземпляров!). Это делает их практически недоступными для
широкого круга читателей. Но что можно сделать на
сегодняшнюю учительскую пенсию, а все, что издано — только
на собственные средства. На гонорары в нынешних условиях
рассчитывать не приходится, ну а состоятельные люди в
спонсоры не навязываются и не проявляют должного интереса к
современной украинской литературе.
На фото: 1991 год. 30-летие нашего выпуска, на переднем плане с цветами Алексей Лукич, рядышком с Александрой Степановной. Крайний слева — Ваш
покорный слуга.
Верхний ряд слева направао:
Шевчук Николай Данилович, Тихончук — муж
В.Киселевой, Зубаренко Владимир Петрович — муж Е.Гордейчук.
Овсяная Юлия Анатольевна, Мушинский Николай Николаевич, Шевчук Степан
Степанович, Василенко Петр Филиппович, Беседа Василий Иванович,
Момотенко Анатолий Дмитриевич, Звиревский Николай Петрович.
Средний ряд: Дорбалюк Н.И. (это я), Елена Ивановна — моя жена, Мельник (Коломиец) Ольга Ивановна—директор школы,
Валя - жена Н.Шевчука, Гордийчук Елена Ивановна, Лопушанская Виля Максимовна, Албеско Галина Степановна, Марина — жена
Н.Мушинского, Черниенко Анна Валентиновна, Дорбалюк Тамара Исаковна, Трибой Павел
Михайлович.
Первый ряд: Пантюх Тамара
Петровна, Фортуна Людмила Григорьевна — дочь первой
учительницы Анны Анисимовны Паламарчук, Яковенко Елена Дмитриевна,
Мельник Тамара Ивановна, Соломицкие Алексей Лукич и
Александра Степановна, Швец Людмила Николаевна, Киселева Валентина
Федоровна, жены П.Василенко и П.Трибоя.
Дополнение (из Wikipedia.org):
Олексій Лукич Соломіцький—український
поет, прозаїк. Народився 20.03.1929 року в селі Кримка, Первомайського
району, Миколаївської області. Після десятирічної школи закінчив військове льотне училище бомбардувальників далекої дії. В 1954 році за
станом здоров'я звільнений в запас. Потiм працював вчителем
в селищi Камяний Мiст Миколаївської області. Після закінчення Одеського держуніверситету працював
учителем, літературним працівником газети «Одеський
політехнік», інспектором шкіл Черкаського обласного відділу
науки та освіти, вихователем в гуртожитках кооперативного та
фінансово-економічного технікумів, завідуючим відділенням
Черкаського фінансово-економічного технікуму. Автор добірки оповідань та гуморесок, включених до збірки
«Вітрила наших мрій», книжок «Жменя сміху — дітям на
потіху», «Таємниця старого кургану», «Пастка», «Страшна
помста», «Смішинки для Максима та Маринки», «Шлях у
безсмертя», «За трьома зайцями» та багатьох публікацій у
республіканській, обласній та місцевій періодичній пресі.
Член літературно-мистецького об'єднання імені Василя
Симоненка. Зараз мешкає у Черкасах, але у свій час
вчителював у Головківці. Має в селі хату, де проживає влітку. Майже всі твори написані в Головківці та на сюжети з
життя її мешканців. |
4.
Эта заметка о самом любимом учителе, имя которого мне
хочется писать только с большой буквы
УЧИТЕЛЬ,
Григорий Корнеевич Зятковский. Уроженец
села Крымки, участник ВОВ, он
чем-то напоминал мне Фому Хаецкого из "Знаменосцев" Олеся
Гончара. Простой, доступный, смотрящий на нас прищуренными
смеющимися синими глазами, фронтовой старшина. Он всегда был
готов к диалогу с учеником, находил нужные слова в самых
сложных для нас вопросах, всегда решал наши проблемы и
волнующие вопросы, деликатно не прибегая к советам коллег, что могло
бы возбудить какие-либо сплетни, ненужные обсуждения, темы
для ненужных разговоров. На вопрос: "Расскажите о войне, как там было?", он, как
правило, отвечал: "На войне, как на войне, мы стреляли, и в
нас стреляли. Пора об этом забывать. Пусть это никогда не
повторится!" Его специальностью была география, но так как географии в
каждом классе бывало не больше двух часов в неделю, его
постоянно до загружали до полной ставки другими предметами:
ботаникой, зоологией, уроками труда. Специалистов по этим
предметам в школе в то время не было. Благодаря Григорию Корнеевичу, мальчишки приобретали
навыки, которые потом, во взрослой жизни, помогали мужчинам
и в работе, и в укреплении семейных отношений. У учеников
Григория Корнеевича всегда
руки росли из нужного места. Первые моменты общения с этим учителем возникли в 6-ом
классе и продолжались до окончания 9-го, когда его предметы
исчезли из программы обучения. Его занятия всегда были
сопряжением теории и практики. На уроках ботаники мы учились
практике черенкования и прививки фруктовых деревьев,
подготовке к посадке виноградной лозы, а благодаря урокам
труда, в обработке дерева и металла. Представьте себе, как
было мне приятно, когда я, зайдя в гости к полковнику
юстиции в то время, Мушинскому Николаю, а ныне
генерал-майору в отставке, бывшему судье Верховного суда
Украины, увидел балкон его квартиры, отделанный деревом
собственными руками (сравните — теперь солдаты строят дачи
генералам). Да, Григорий Корнеевич, вот таким Вы остались
в нашей памяти. Я уже не говорю о том,
как плакали наши девочки, когда мы
узнали, с приходом в десятый класс, что Вы не будете нашим
классным руководителем, так как уроков географии больше не
будет. Впервые после окончания школы мы
встретились с УЧИТЕЛЕМ аж через тридцать лет, когда нас
собралось рекордное количество — 30 человек. Правда, с
учетом жен и мужей, прибывших на эту встречу
(см. фотографию выше на этой странице). Сколько
радости и тепла было в этой встрече, трудно высказать
словами, их, таких, просто нет. И еще раз встретились, через
сорок лет после выпускного. А вот в сорокапятилетие со времени
окончания школы, проходя мимо двора Григория Корнеевича, не
увидели его подбеливающим по весне деревья в саду. Анечка Черниенко сообщила нам, что любимый педагог ушел из жизни.
Меры нашей горечи было не измерить.
ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ! 18.12.2009
|