10.
Астрономию преподавала в 10-м классе
Анна Васильевна Кирдан,
мама моего друга и кума, к сожалению уже ушедшего из жизни
Евгения Петровича Радомского. Пожилая одинокая женщина,
отягощенная домашними заботами, связанными с уходом за
тяжело больными родителями, при этом прекрасный математик,
державшая класс в руках — никто и шелохнуться не решался на
ее уроках. Она видела все, что делается в классе, кто-то
даже за это придумал ей прозвище — "Косая", хотя с глазами у
нее было абсолютно все в порядке. Он сумела научить нас
любить ночное небо, видеть на нем не просто звездочки, а
Созвездия и Галактики Вселенной, чувствовать, что в нашем
мире мы не одни, понимать, почему человек устремляется к
звездам, мечтает о покорении Космоса. И пусть не все из нас стали космонавтами, астрономами,
конструкторами — строителями космических
кораблей, но любовь к неизведанному осталась на всю жизнь.
Математику в 8-10 классах взяла в свои руки Вера Ивановна
Костенко. Я ее помню совсем молоденькой девушкой с того
времени, когда она в розовой кофточке и черной юбочке,
скромно звала от калитки хозяев дворов на нашей улице,
спрашивая, не возьмут ли ее на квартиру. В те времена
молодежь не очень-то задумывалась, где работать, в селе или
в городе. Ехали после вузов туда, куда получали направление,
и практически закреплялись там на всю жизнь, обретая семью и
работу. Такая судьба была и у Веры Ивановны. Большая часть
ее жизни была связана с нашим Каменным Мостом. Специалист-математик она была прекрасный, ребята, имевшие
склонности к математике, получали на ее уроках все
необходимое для того, чтобы успешно поступать в технические
вузы, иметь карьерный рост на избранном жизненном пути. Я к
таковым не относился, решать задачи не хватало выдержки, но
с практической геометрией всегда было нормально. Что-то надо
было построить навскидку без чертежей, определиться там, где
всегда масса советчиков, сделать по-своему и качественно —
это всегда получалось. Но увлечение гуманитарными науками
всегда преобладало. И я сам удивлялся своей способности,
отвечая у доски, решать задачи, доказывать теоремы, получать
хорошую оценку и с честью выходить из боя. Ведь дома никогда
ничего не учил, стыдно признаться — домашние задания
списывал у отличников перед началом урока, притом с большой
неохотой. Извините, Вера Ивановна, за поздние признания. Я
не виноват. Просто не мое это было — математика. 23.12.2009
11.
Кто преподавал нам физику в 6-7 классах, я что-то уже и не
припомню, а вот, за 8-10 классы об этом
предмете память на
всю жизнь оставил учитель, обладавший особой харизмой, Андрей Борисович Стефаненко. Высокий, стройный, каждый день недели в другом костюме и
новом галстуке, в широкополой черной шляпе и черном драповом
пальто, он казался нам особенным, ничем не похожим на
других. Входя в класс, всегда широко распахивал дверь,
стремительно подходил к столу, бросая на стол Классный
журнал, спрашивал: "Ну, кто первый?". Все ложились ушами на
парту и замирали. Первым отвечать никому не хотелось, потому
что первый выслушивался учителем наиболее внимательно, ему
поступало наибольшее количество дополнительных вопросов. За
этим, совершенно неожиданно, могло последовать: "Ты почему
ничего не знаешь"? "Я учил урок". "Я не говорил — учить. Я
говорил — знать! Кол! Дневник на стол!" И красавица-"единица" сразу вырастала
в дневнике на все шесть строчек учебного
дня. Вот так! — А теперь ты! — указательный палец левой руки вонзался в
следующую жертву, правая в это время потирала
подергивающееся место под глазом (видимо последствия
фронтовой контузии). Вышедший отвечать, старался излагать материал громко и
внятно, но в конце и он должен был получить свое. — А, видел, видел, как ты вчера под вечерок в
штурпаки на балендрас
спешил (или спешила). Было у нас такое заветное место в
заводском саду, где мы, не осмеливаясь в районе клуба
показаться, устраивали танцы под гармошку, на которой
виртуозно играл выпускник 1960 года Витя Юркин. — Не было меня там, что Вы, Андрей Борисович, на мне
постоянно выезжаете. — О, нашлась выездная лошадь! Ладно, на этот раз прощаю,
"четверка"... Но помните, что физика — это главный
предмет. Без нее ничто в мире не вертится! Не было в школе больше учителей, которые могли бы
позволить себе вызвать в классе взрыв смеха, который тут же
стихал. Считалось, наверное, что рассмешить — значит сорвать
урок. А у Андрея Борисовича этого не могло случиться
априори. За смехом моментально наступала мертвая
внимательная тишина. И так до следующей шутки или яркого
афоризма. Так было все три года. Но мне особенно запомнилась первая четверть восьмого
класса. Как-то, в самом начале учебного года, я оказался
"первым", и получил свой почти обязательный "кол". Всю
четверть учил физику почти наизусть и даже решал все эти
ненавистные задачи. Постоянно поднимал руку, но Борисович ее
почему-то не замечал. За неделю до осенних каникул я подошел
к нему и спросил: "Так что же у меня так и будет "кол" за
первую четверть?". — А ты что на больше знаешь?
— Знаю. — Ну, что же, завтра приходи к 18.00, у меня уроки в
вечерней школе. Посмотрим, что ты знаешь. Я и пришел к 18:00. Андрей Борисович тем не менее сказал,
что я пришел поздновато, что у него уже начинается урок.
Усадил меня в физкабинете на втором этаже (где портрет
главного физика Тараса Шевченка до сих пор, наверное, висит), дал учебник и велел учить все что
прошли за четверть... Пришел только после четвертого
урока, в 23.00. — О, а ты чего здесь сидишь?
— Так Вас же жду, физику сдавать... Забрал у меня учебник, раскрыл на первом параграфе.
— Ну, давай, рассказывай, что знаешь.
И слушал мои исповеди от первого до последнего урока,
пройденного в этой четверти, задавал дополнительные вопросы.
Потом решали задачи. В первом часу ночи прозвучало, наконец:
— Пора делать выводы, а то спать хочется. Я заметил проскользнувшую улыбку на лице учителя. И тут
же последовали эти выводы, как обычно, "по-андрейборисовически":
— А ти не дурний хлопець! "Пятірка",
але тільки там же був
"кол", ну тодi виходить "четвірка" за чверть.
Уже после окончания школы мы иногда встречались с Андреем
Борисовичем, чаще всего в автобусе "Первомайск — "Мариновка".
Разговор был всегда на тему школы: — Так ты теперь, говоришь, учитель. А почему твои бывшие
ученики пишут с ошибками? Плохо учишь... — А Ваши — задачки-то хорошо решают?
— Плохо, черт побери. — Так о чем мы говорим?
— А ты не понял? На свободную тему! И, как всегда, — широкая улыбка.
Ежегодно, встречаясь с одноклассниками, мы надолго
задерживаемся возле памятника на могиле Андрея Борисовича.
Вспоминаем, сожалеем, что такая короткая ему была отведена
земная жизнь, общаемся с Ниной Петровной, Геннадием
Макаровичем, Анной Марковной, иногда с его сыном, Валерием
Стефаненко.
Нина Петровна
Стефаненко была бессменным завучем школы, нас учила
украинской литературе в 8—10 классе. Ее уроки незабываемые.
Сейчас вспоминается тема: Леся УкраЇнка "Лісова пісня". Мы
читали эту поэму в лицах, это был спектакль, по крайней
мере, генеральная репетиция. В душе было у каждого ощущение,
что это о нас, юных Ромео и Джульетах, по-украински. Нрав у Нины Петровны был крутой, бескомпромиссный.
Помнится, поехали мы с Николаем Шевчуком на школьной машине
на станцию Бандурка за кирпичом. Вернулись к пяти часам
вечера. На этот же день была назначена поездка в парк
"Софиевка" в Умань. Кто ездил, тот знает, что такая поездка
— праздник. Доложили Нине Петровне. Спросили разрешения идти
домой готовится к поездке. Она же нас послала выгружать
кирпич. Коля отпустил меня, он не собирался ехать, и нашел
помощников; кирпич разгрузили, а я получил за самоволку
внушение, однако к отбытию на экскурсию успел прибежать и в
третий раз смог посмотреть великолепную усадьбу Потоцких.
24.12.2009
12.
Скажу несколько строчек о человеке, сыгравшем решающую роль
в моём выборе профессии — преподавателе русской литературы
Лидии Степановне Терешко. Именно благодаря ей я узнал и
полюбил русскую литературу. Все ее уроки были
захватывающими, будоражащими воображение — от "Слово о полку
Игореве" и до произведений поэтов советской эпохи. Лидия
Степановна вела драматический кружок, особенно любила она А.
П. Чехова. Мы активно участвовали в инсценировках "Ионыча",
"Хамелеона", "Толстого и тонкого", где я, конечно же, был
"Тонким", Петя Василенко — "Толстым", готовили костюмы,
парики, бакенбарды, очки без линз, в общем занять себя было
чем, скучать не приходилось. Конечно же, все это было
интереснее тупых, ничему не обучающих современных
игр-стрелялок, типа DOOM, в интернет-клубах. Вот поэтому-то я и подал документы на русское отделение
филологического факультета Одесского государственного
университета. Поэтому и написал на "отлично" сочинение, с
этим не было проблем. Трудно было остановиться, так как
объем письменной работы ограничивался только количеством
страниц в тетрадке. В школе я писал сочинения на всю тетрадь
двенадцати листовую, а заключение — уже на обложке. Знал,
что читать эти опусы, мучение для учителя, но все-таки,
писал, нравилось... Спасибо, Лидия Степановна. Вы меня научили говорить долго,
внятно и связно, благодаря Вам я смог впоследствии читать
своим солдатам лекции по четыре часа без конспекта, надеюсь,
не вызывая у слушателей зевоты и дремоты. Коллегой Лидии Степановны по предмету был Андрей Иванович
Рожко, он вел русскую литературу в 10-А, все девчонки
восхищались и его преподаванием, и самим учителем. Он в те
годы был таким же красивым, как его дочь,
Валентина, нынешний школьный библиотекарь.
А вот директора школы бесконечно уважали все жители нашего и окрестных поселков, руководство района.
Все
условия для успешной работы педагогического коллектива в
школе создавал
директор
Петр Федотович Коломиец,
участник боев в Великой Отечественной войне,
кавалер ордена "Красная Звезда", удостоенный
звания "Отличник
народного образования УССР". Безусловно, это его усилиями была создана
основная материальная база, которой школа пользуется и
поныне. 18 лет директорства — почти третья часть жизни этого
ПЕДАГОГА с большой буквы. Петр Федотович только полгода
был нашим непосредственным учителем, читал нам Конституцию
СССР 1936 года, но запомнился нам своей требовательностью,
организованностью, педантичностью, умением вызвать интерес к
своему непростому предмету. Пользовался непререкаемым авторитетом
у педагогического коллектива и школьников.
24.12.2009
13.
Невозможно представить себе любой приезд в Каменный Мост без
встречи с Геннадием Макаровичем Сиваченко .
Всегда улыбчивый, жизнерадостный, энергичный, он радостно
встречает бывших своих учеников, помнит их всех по имени и
фамилии, а некоторым припоминает их школьные успехи и
шалости, восхищается успехами в жизни, если таковые имеются.
Я помню Геннадия Макаровича совсем молодым человеком. Свою
работу в школе он начинал в должности делопроизводителя.
Создал в школе фотокружок — фотография всегда была главным
его хобби, и он всегда умел увлечь учеников этим искусством.
От него мы впервые слышали и запоминали названия и
особенности применения химических препаратов — реактивов,
используемых во времена черно-белой фотографии, типов
фотобумаг: фотобром, унибром, изопанхром, бромпортрет; марок
фотоаппаратов: «Лейка», ФЭД, «Москва», «Зенит», «Зоркий»,
«Смена»; получили первичные понятия о композиции, выдержке,
диафрагме, резкости, выборе кадра, об обработке фотопленки,
фотопластин, контактной печати, работе с фотоувеличителем.
Геннадий Макарович
Сиваченко
много снимал нас и даже давал возможность сняться в его
каракулевой шапке.
Родители никогда не возражали против наших занятий в
фотокружке, хотя они проводились вечером. Выпускники
следующих выпусков помнят его уже
как учителя физкультуры, с которым этот предмет всегда был
веселым, жизненно необходимым, развивающим. Да и сейчас, уже
в довольно представительном возрасте, Геннадий Макарович
является одним их самых активных членов поселковой общины,
отстаивает права ветеранов в районной и областной
инстанциях, возглавил акцию протеста, когда предпринималась
попытка закрыть вокзал "Каменный Мост".
И сегодня остались у Геннадия Макаровича,
ветерана-фронтовика, лучшие черты характера: интерес к
жизни, дух романтики, забота о решении проблем земляков. Дай
Бог ему, еще на долгие годы здоровья, радости от детей и
внуков, активной общественной жизни. В 6-7 классах нас учила
Анна Марковна Сиваченко, боевая подруга
Геннадия Макаровича. Миниатюрная красивая женщина,
спокойная, терпеливая к нашим проделкам, на уроках строгая и
требовательная, она уверенно прививала нам любовь к родному
языку и литературе, сама до самозабвения любила "нашу мову
калинову" и передавала нам эти чувства. Помнится мне один
момент, связанный с экзаменом по украинскому языку. Проблем
у меня с гуманитарными предметами не было никогда. А перед
экзаменом такая лень вдруг подступила, что ни в сказке
сказать. Выбрал я самый легкий, на мой взгляд, билет №17,
выучил его наизусть и почему-то решил, что вытяну именно
его. В день экзамена настраивал себя, все время повторяя
мысленно цифру "семнадцать". Подошел к экзаменационному
столу самоуверенно протянул руку к билетам, так, какой там
номер?.. И, о ужас,
— не "семнадцать"!.. — Я не знаю этих вопросов, разрешите взять другой билет, —
только и получилось громко прошептать. — Бери, но оценка на бал ниже, — сказала Анна Марковна,
улыбаясь. — Нехай буде так, — сказал я, потянулся за новым билетом, и,
(да-да!) в моей руке билет № 17! Я получил свою "четверку" и
выбежал на улицу несказанно радуясь. Этот день я навсегда запомнил. Потом в жизни не раз еще
приходилось "тянуть второй билет", решать сложные задачи. Я
не боялся рисковать и всегда получалось так, как с билетом
№ 17. Видать с тех пор Святой Николай помогал, мой
Ангел-Хранитель... 28.12.2009
14.
Вот, пожалуй, и все об учителях, которые учили меня и моих
дорогих одноклассников. Но неправильно было бы закончить
этот цикл, не вспомнив еще о двух прекрасных людях, которые
не были учителями, но внесли свой огромный вклад в наше
воспитание и создание комфортных условий для
обучения.
Первая среди этих двух — Мария Яковлевна Колесниченко, жена
нашего классного руководителя в десятом классе Н. Н. Колесниченка. Мать троих детей, к тому времени, когда мы
учились в школе, уже взрослых людей, самая младшая, Аллочка,
закончила школу на два года раньше меня, ребята были на
много старше. А Мария Яковлевна была на вид юной, красивая
женщина, с широкой комсомольской улыбкой, всегда готовая к
общению со школьниками самых разных возрастов. Мы шли к ней
в библиотеку, как к родной мамочке. Она была настоящим
педагогом, просто ее предмет был занят и она пошла работать
в библиотеку, и оттуда больше никуда не захотела уходить.
Самое первое, у нее был круг учащихся, которые получали
такие книжки, которые только что поступали в библиотеку.
Те, кто не входил в этот круг, бежали к Машеньке просто
пообщаться. Когда мы становились старше, библиотека ставала
для нас во время перемен местом встреч с девчонками, в
которых мы влюблялись. И это всегда было глубокой тайной от
всего педколлектива, который мог, иногда, подвергать осуждению
наши юношеские увлечения. В десятом классе, например, я
забежал к Марии Яковлевне за очередной интересной книжкой, а
она мне: "Ты что вытворяешь, учительская вся гремит, что это
за поцелуи с семиклассницами на перроне, у всех на виду.
Нина Петровна настроена наказать тебя самым строгим
образом". Я ей: " Не знаю, о чем разговор!" Она мне: "В
седьмом классе девчонки за тебя подрались"! "Мария Яковлевна, такого не было, я ничего об этом не знаю",
— мычу невнятно. На второй день: "Я с ними разобралась, твоя подружка ни в
чем не виновата, хотя ее и поцарапали, это другая девчонка
нафантазировала себе и поделилась своими фантазиями со
старшей сестрой, завучем одной из школ в соседнем селе, а та
коллеге — Нине Петровне". Только добрая память осталась о Марии Яковлевне,
добром учителе, библиотекаре, оставшемся другом на всю
жизнь.
Самые светлые воспоминания о себе оставил ещё один замечательный школьный
работник — Терентий Данилович Балинский — завхоз школы.
Пожалуй, не скажу, что он нас любил отцовской любовью. Но
для того, чтобы нам училось комфортно и приятно, этот
человек сделал все, что мог. Особенно ещё в старой школе,
где в каждом классе топились печки, где уборщицы приходили в
пять утра, чтобы к восьми в классах было тепло. Прийти
вовремя, чтобы все проверить — было для него священным
долгом. Нас он не любил за "химию": за то, что мы узнали, что металл
марганец легко воспламеняемый, что он входит в состав
сплава, который есть в крючках для вешалок, что достаточно
пяти сложенных вместе спичек, чтобы вешалка стала
"бенгальским огнем". И одежду больше вешать некуда...
А еще он не любил, когда наш дружный класс в каникулярное
время собирался возле школы и устраивался на бревнах,
заготовленных для ремонтных работ. Мы там визжали, играли в
третьего лишнего", "в ручеек" и, в принципе, ничего плохого
не делали. Но Терентий Данилович считал, само что наше появление
возле школы во внеучебное время уже есть нарушение общественного
порядка.
Участковый мог не беспокоиться: завхоз обеспечивал порядок
на Каменном Мосту, при его появлении нас как ветром сдувало
со школьного двора!
Вот бы в наше нынешнее время побольше людей с таким чувством
ответственности. Спасибо Вам, Терентий Данилович, наш
внештатный воспитатель.
|