Глава 2. Срочная
служба позади.
Вот и снова школа, и вот я - снова учитель.
На пятый день после возвращения
из армии в моей
сохранившейся трудовой книжке появилась новая запись:
"Назначить Дорбалюка Николая Ивановича
на основании приказа по районо №... учителем русского языка и
литературы Степковской восьмилетней школы". Запись сделал мой
друг Виталий Васильевич Чабанюк, который к тому времени уже был
директором школы ― молодец! К моему приезду удалось сохранить
свободными только 10 часов моего предмета, что составило
всего
чуть больше 50% от нормальной нагрузки.
Меня несколько неожиданно и нелогично подгрузили зоологией, что ввергло в "восторг"
неописуемый.
Рассказывать детям об амебах, земноводных, млекопитающих
и других представителях фауны было очень и очень за пределами моих желаний
и даже самых вычурных фантазий. А довелось этим заниматься весь учебный
год. Иначе моя зарплата ограничилась бы сорока четырьмя
рублями. Ещё одной дополнительной нагрузкой стало заведование заочной
вечерней школой, что заставило находиться в школе три вечера
в неделю. Эта нагрузка добавляла к зарплате еще целых семь
рублей!
Зато у меня не стало классного руководства. Предыдущие
птенцы уже вылетели из школьного гнездышка, окончив восьмой
класс. Уроки литературы и языка для учеников―заочников
стали тоже моими. Желание бродить ночной Степковкой по
осенней распутице было "выше крыши". Тогда в селе еще не
было асфальта, гранитная "бруковка" начиналась в трех
километрах от села, приходилось ходить по разбитой колее,
наполненной жижей. Но жизнь уже не ограничивалась высоким
армейским
забором. К моему возвращению жена сняла свободный домик,
обставила его в рассрочку необходимой мебелью. Сельсовет
снабдил семью молодого учителя тонной угля, с первых зарплат мы приобрели телевизор
"Рекорд" и стиральную машинку и зажили счастливой самостоятельной
семейной жизнью, не зависимой ни от кого. В первые дни по
прибытию в родные края я отправил в родной ОГУ заявление с просьбой
о восстановлении в вузе. К своей радости, положительный ответ получил уже
недели через две вместе с программой третьего курса и
методичками. Жизнь вошла в привычное русло, с полной
нагрузкой ― дело привычное. Времени на развлечения не оставалось. Несколько
раздражали уроки зоологии, но я старался относиться к ним с
юмором, они были явлением временным, а мои ученики, надеюсь,
курс зоологии "от Дорбалюка" ещё как запомнят! Кроме того эти
уроки иногда
давали повод самому посмеяться и коллег повеселить. Не
покажется ли вам забавным вот такой, например, диалог учителя
с ученицей:
― Галя, а скажи-ка мне, почему рак краснеет, когда его в
кипяток бросают?
― Потому, что ему стыдно, Николай Иванович.
Нашего маленького сынишку мы брали с собой на работу,
условия детского сада нас не устраивали. Он коротал время в
учительской или же тихонько сидел у мамы в классе.
― Когда в учительской появлялся учитель музыки и пения
Николай Григорьевич Ляшок и растягивал меха баяна, ребенок
нервничал, топал ножками и кричал:
― Дядя, положи гармошку, не играй. Звуков баяна он
почему-то в том возрасте категорически не переносил.
Так незаметно пробежали две учебные четверти.
Мы с Леной получили вызовы на зимнюю сессию, отвезли малыша к
дедушке и бабушке в Каменный Мост и разъехались по вузам. Я ― в
Одессу, а она ― в Кировоград. До отъезда я написал
фундаментальную курсовую работу на тему:
«Сложносокращенные
слова в романах Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой
теленок"».
Работа получила высокую оценку, а я стал любимчиком
преподавателя языка, которым была Наталья Викторовна Коссек.
После каждого последующего семестра в моей зачетке по предмету
"Современный русский язык" появлялись только отметки "отлично",
чем и поныне горжусь.
Старые и
новые друзья-однокурсники.
Интересными были и моменты знакомства с новым коллективом
студентов. На третьем курсе нас оказалось 112 человек. Мои
бывшие сокурсники уже готовились к защите дипломов, их
осталось к этому времени только трое. С ними я общался
только изредка встречаясь на улице или во дворе факультета.
Большой неожиданностью стало наличие в аудитории моего друга
по учебе на ОНФ в Николаеве, это был Георгий Чернега!
(см. Часть VII, главу 1 этих заметок). Как только прозвенел звонок,
возвестивший об окончании пары, я устремился к тому ряду столов,
где сидел Георгий. Толпа студентов, сорвавшихся с мест,
закружила меня и столкнула с Жорой уже возле самой двери. У нас
не было возможности не только расспрашивать друг друга о
чем-либо, а даже поздороваться. Между нами оказался высокий
стройный человек, в очках и строгом костюме со значком члена
Союза журналистов СССР на лацкане пиджака. Фраза, произнесенная
им не только удивила нас, а в какой-то степени даже поставила в
неловкое положение. Мы со всех сторон были окружены студентками,
а сказал он примерно следующее: "А сколько женщин, а какие все
серые! Посмотреть не на что!" Сказано было довольно громко, что
и вызвало наше смущение. Он посмотрел на нас поверх очков и тут
же представился: "Николай Авдееевич Бурнусенко, корреспондент
Херсонского радио".
Когда мы вышли на улицу и закурили по сигаретке, я стал
расспрашивать Жору как так получилось, что он оказался на
третьем курсе, а не вместе с дипломантами на шестом. Он
рассказал, что в первый год не поехал на сессию потому, что был
призван на войсковые сборы на шесть месяцев, во второй ―
разбился на мотоцикле, выполняя задание редакции, и долго лежал
в больнице. На третий ― так сложились семейные обстоятельства,
что не смог. Получение известия о том, что его исключили из
университета, задело самолюбие.
Восстановился с трудом. И теперь вот он снова студент.
Николай Авдеевич, молча слушавший наш разговор, сказал, что
теперь мы все студенты, а значит друзья. И попросил нас не
обращать внимания на его возраст, не назвать его по имени ―
отчеству, а звать просто Николай или даже Коля. С тех пор мы
подружились и узнали очень много интересного об этом человеке.
Приезжая на сессии, мы очень быстро находили жилье, благодаря
его репортерской коммуникабельности. Узнали, что он воевал, был в
плену у немцев, некоторое время работал у немецкого "бауэра", был
связным между немецкими партизанами-спартаковцами и французскими
"маки". За это был арестован гестаповцами и попал в концлагерь Бухенвальд.
Когда мы встретились, ему было уже 46 лет. Он всегда носил
рубашки с длинным рукавом, потому что на руке был номер узника
Бухенвальда 663296, а выставлять его напоказ он считал
нескромным. Все последующие четыре года мы дружили. В год
получения дипломов отметили его пятидесятилетие.
Мне хочется привести здесь строки неотправленного
из лагеря
смерти письма Николая Бурнусенко своей матери, напечатанного в газете "Крымские известия"
в апреле 2005 года в статье "Свидание с прошлым":
Я давно забыл запах хлеба,
Наша пища ― помои и гниль.
Месяцами не вижу неба,
Говорят, что я стал, как фитиль.
Мои ноги все время пухнут,
Желтизною покрылось лицо.
Но не дам я сознанью потухнуть
И не стану, поверь, подлецом.
(На фото слева автор Н.Бурнусенко)
Это стихотворение написано
им в 1943 году в цикле
"Я стихами к
тебе приду". Ему удалось выжить, по возвращению на родину
скитаться некоторое время под чужой фамилией, чтобы избежать
лагерей ГУЛАГа, вернуться в родной Крым, стать редактором
Крымского областного телерадиокомитета.
Я горжусь тем, что
вместе со мной получал высшее образование и был моим настоящим
студенческим другом ― замечательный человек Николай Авдеевич Бурнусенко ― патриот, верный
сын Отечества.
(Фото выпускного курса: Идем
получать дипломы.
Н. Дорбалюк, Г. Чернега, Н. Бурнусенко, с нами
девушки из нашего курса во дворе филфака ОГУ. Лето 1971 года).
|