17:29
Искры памяти. Продолжение,39

1. Учителя школы 50-х-начала 60-х. Такими я помню их самые первые школьные и жизненные уроки...
Первым учителем, который встретил меня в школе, был Сергей Данилович Юрийчак, заведующий начальной школой, который потом, до пенсии, работал учителем младших классов, вырастил четверых (!) прекрасных дочерей: Светлану, Нину, Тамару и Аллу, всегда был уважаемым человеком среди детей и родителей. Отец привел меня в школу в середине августа. Вспоминаю подробности солнечного утра, когда отец сказал маме, чтобы собирала меня для первого визита в школу и беседы с директором. Появилась белая рубашка, сшитая мамой вручную и штаны производства той же модистки. Умывание, легкий завтрак и вот мы уже в пути. Переходим железнодорожные колеи, спускаемся с насыпи, идем в направлении Сельмага.

Маленький Миколка Дорбалюк с мамой и папой, вернувшимся с войны

Это я собственной персоной, ещё не школьник, с мамой
и папой, через год после возвращения его с войны

   —  Мы что, в магазин? — спрашиваю.
   —  Да, в школу, — отвечает отец. Возле стоявшей   там
     постоянно цистерны с керосином  (помните?)
     сворачиваем направо и через минуту мы
     останавливаемся возле длинного одноэтажного
     здания.
    — Что, ученика будущего привели? —
       спрашивает какая- то  женщина.
    —  Сергей Данилович у себя, ждет      будущих
     первоклашек.
     Отец предупреждает:
    —  Смотри,зайдем — не забудь поздороваться!
      В большой комнате несколько столов, шкаф с
      книгами, вешалка для одежды и представительный,
      внушительный  вот такой  дядя  сидит, большой-

пребольшой, высокий, широкоплечий, крепкий. Он внимательно посмотрел на меня и спрашивает:
  — Так ты зачем сюда пришел?
  — Папа сказал, что пора в школу идти — беззаботное детство кончилось! — я отвечаю.
  — И что же ты знаешь, что уже умеешь?
  — Читать умею, писать — не умею, а цифры знаю до ста!
  — Что прочитал?
  — "Чук и Гек" Аркадия Гайдара и афишу кино "Счастливого плаванья".
  — Ого, даже афишу! — рассмеялся Сергей Данилович.
И, уже обращаясь к отцу, сказал: "Довольно шустрый, думаю дела у него пойдут, счастливого ему плаванья!"
А 1 сентября был первый звонок, школьная линейка, всех первоклашек позвала к себе наша первая учительница — Анна Анисимовна Паламарчук. Мы впервые вошли в класс, где каждому было определено место за партой. Меня усадили с красивой девочкой Ниной Рудюк. Учительница в приказном тоне пожелала учиться только на "пять". После урока мама сказала, что очень хорошо, что я попал в класс Анны Анисимовны, она и сестру Лиду учила еще до войны, хорошая учительница, даст отличные знания. Прошло несколько недель и я получил похвалу за внимательность. Дело было так: закрепляя в нашей памяти изученные буквы, Анна Анисимовна  использовала, как и все учителя, самодельный наглядный материал — буквы, написанные на открытках с фотографиями какого-то города. Спросила: "Какую букву, дети, вы видите?" Я поднял руку и изрек: "Дом". "Что, дом!?" —  воскликнула удивленная учительница. "Большой красивый дом", — уже шепотом пролепетал я. Она опустила руку, увидела, что держит карточку не той стороной, и, смеясь, похвалила за внимательность.
Перед Новым 1952 годом произошло забавное событие. Мне был вручен листок с текстом сценки "Вова в пионерском лагере", отдельные строчки были подчеркнуты карандашом. Учительница сказала, что именно эти строчки я должен выучить наизусть, а на новогоднем на утреннике в клубе мы будем играть этот скетч дуэтом вместе с Азой Солодчук, которая училась уже в 7 классе. Я добросовестно выучил назубок весь текст, а на репетиции с Азой у нас не было времени — она ходила тогда в Катериновскую школу и появилась только в день нашей "премьеры". Мы вышли на сцену и тут случилось то, что должно было случиться. Я начал говорить весь текст подряд, и за себя и за Азу. Она пыталась меня остановить, но в конце концов, выволокла меня за кулисы под хохот зрителей и моя карьера артиста на несколько лет прервалась. Только в 7-м классе я вновь вышел на сцену заводского клуба с чтением юморесок Степана Олийныка и, к удивлению своему, имел успех.
Кстати, Аза Солодчук, выпускница 1956 года, была первой золотой медалисткой вместе с Симой Олейник, красивой девушкой, похожей на актрису Людмилу Нильскую.       12.12.2009

2. Хорошо подготовила нас Анна Анисимовна к учебе в средних классах, навечно осталась она в памяти многих поколений благодарных учеников, как учитель, как друг, как заботливая школьная мать.
В определенном смысле, кроме нее, готовила нас к переходу к общению с учителями предметниками в 5 классе еще одна учительница — Надежда Еремеевна Панченко. Она в 4 классе вела у нас уроки пения, готовясь к переходу к преподаванию биологии. Заканчивала заочно биофак. Так вот об уроках пения. Мальчишки считали, что песни петь — это удел девчонок. Поэтому у доски никогда не солировали. Лучше двойка, чем запеть в одиночку. Боялись, что класс будет смеяться, не поддержит.
Перед одним из уроков я услышал прекрасную песню в исполнении Дмитрия Гнатюка. И захотелось донести ее до своих одноклассников. Страх куда-то отступил, когда Надежда Еремеевна вызвала к доске и предложила спеть одну из песен, которые разучивали в классе. И спел я, напрягая голос, фальцетом, представляя себе, что у меня баритон как у Гнатюка:
            "У трембітоньку заграю,  
            Заграю, загуду.
            З своїм милим рідним краєм
            Розмову поведу.
            Верховино. Ти, мій краю,  
            Хто тебе тепер пізнає,
            Хто тепер тебе пізнає
            У селах і  містах".
 
  Класс замер от удивления, смеха не последовало, я получил пятерку. Больше смущения на уроках пения не испытывал ни я, ни другие ребята. Кстати, была установка Директора школы — в школьные хоры представлять учеников всем классом, дирижеру хора и музыканту предоставить списки тех, кому "слон на ухо наступил". Остальные должны были петь безоговорочно. Существовало три хора: младших, средних и старших классов. Позже было уже не так, создавались Вокально-инструментальные ансамбли, хоровые группы, другие виды художественной самодеятельности, но такой массовости участников уже никогда не было.
Когда мы учились в 6-м классе, в школе появился новый учитель музыки, пения и рисования Марьян Михайлович Радомский. Прекрасный специалист, за очень короткое время создавший в школе духовой оркестр, в котором играли ученики 6—10-х классов. При проведении школьных и государственных праздников зазвучали известные оркестровые мелодии, марши, вальсы, Государственные гимны СССР и УССР. Появились выставки художественных работ учащихся.
Но до этого мы пришли в 5-й класс. У нас появился классный руководитель — им стала учительница русского языка и литературы Анна Яковлевна Бахтова, строгая и требовательная, бескомпромиссная, в любую погоду носившая черную каракулевую "шапку-кубанку", россиянка, улавливавшая в общении с нами на уроках малейший украинский акцент. и заставлявшая говорить и писать по-русски правильно.
Антонина Артемовна Олийнычук укрязыкУкраинский язык и литературу преподавала Антонина Артемовна Олийнычук, выпускница Одесского университета, красивая, черноглазая, строгая, не допускавшая малейших шалостей на уроках.
Учитель математики Иван Федосеевич Терешко очень худой, с желтого цвета кожей лица, куривший даже в время уроков, приоткрыв дверь в коридор и стоя на пороге. Его мы боялись, не выучить его уроках никто даже не помышлял. Во время уроков стояла мертвая тишина. Даже пришедшая в наш класс группа второгодников сидела, забившись в угол, как мыши в присутствии кота. Пугала его военная выправка, брюки галифе, хромовые сапоги "со скрипом", которые он, по его словам "носил 13-й год и все как новые".  
Такие люди, как Иван Федосеевич, знали цену жизни, отстояв право на нее в суровые годы войны, знали цену собственному труду, каждой заработанной трудовой копейке. Это о них говорят: "Соль земли, плоть от плоти ее, кровь от крови".       16. 12. 2009

3.  Участник боевых действий, капитан запаса Захар Ефимович Попик, в середине 50-х преподавал допризывную подготовку. Так тогда именовался предмет НВП  (начальная военная подготовка). В школе было все для того, чтобы уроки были наглядными практическими занятиями. Винтовки-трехлинейки, автомат ППШ, малокалиберные винтовки патроны к ним хранились в открытой пирамиде, в неприспособленном помещении, но это не вызывало нездорового интереса ни у учеников, ни у местного населения. Интерес к оружию притупила война, и валялось этого добра сколько угодно в полях и лесопосадках. Зато нам, пятиклассникам, было очень интересно наблюдать, как старшеклассники занимались сборкой-разборкой оружия, выполняли на занятиях приемы с ним и ходили строевым шагом. Особенно красиво смотрелся выпускной класс, в первой шеренге которого шел младший сын учителя истории Колесниченко Н.Н. — Володя, в полушерстяной офицерской гимнастерке, подпоясанной офицерской  портупеей, высокий, стройный, красивый парень, очень похожий на свою маму, нашего школьного библиотекаря — Марию Яковлевну. А Захар Ефимович подавал строевые команды строго по уставному, громко, резко, протяжно: "Аааа-раз, раз-з, раз-два-триии!" — звучало на беговой дорожке стадиона. Попик Захар Ефимович
Еще в четвертом классе все желающие получили красивые значки и членские билеты ДОСААФ. Вблизи нынешнего ветеринарного пункта населением было раскопано большое по площади и глубокое место: там добывалась глина для строительства домов. Захар Ефимович приспособил его, как тир для стрельбы из малокалиберного оружия. Районный комитет ДОСААФ одобрил такое начинание, стрельбы организовывались постоянно. И вскоре многие ребята выполнили нормативы 1, 2, 3 разрядов, школа начала принимать участие в районных и областных соревнованиях, появились дипломы и грамоты, переходящие кубки. Позже оружие из школ и других учебных заведений было изъято, обучение военной подготовке началось по плакатам и всеобщий интерес к предмету был утрачен. Захар Ефимович ушел из школы на довольно длительный период и появился уже во второй половине 60-х в другом качестве  (черчение, физика, математика). С начала 1956 учебного года в педагогическом коллективе появился новый учитель физкультуры, уволенный в запас по состоянию здоровья, пилот дальней авиации ВВС Алексей Лукич Соломицкий. Первый год своей педагогической деятельности он всегда приходил в школу в лётной форме без погон. Был немногословен,
когда его спрашивали о службе в армии, авторитет среди коллег и учащихся завоевал очень быстро, организовал спортивно-массовую работу в школе на том уровне, который был возможен в условиях старого здания школы. Волейбол, баскетбол, легкая атлетика, гиревой спорт, велогонки стали приоритетными во внеклассной работе. В хорошую погоду использовалась каждая свободная минута для того, чтобы ребята могли улучшить физическую форму. В этом году Алексей Лукич отметил 80-летие, живет в г. Алексей Лукич Соломицкий и Микола Дорбалюк в 1991 годуЧеркассы.
На фото: автор этих строк и Алексей Лукич Соломицкий в 1991 году на нашем 30-летии окончания школы
(подробнее смотри страничку нашего класса: 1961 выпуск)

Я переписываюсь и перезваниваюсь с ним. В последние десятилетия он занялся литературной деятельностью, написал 6 романов, 6 повестей, издал книжки для детей, несколько поэтических сборников! Мне удалось прочитать кое-что из его прозы. Вот неполный список его произведений: "Скривджені долі", "Сансі", "Вітрила наших мрій", "Страшна помста", ""Холодноярські соколята", "Пастка", "Таємниця старого кургана". Сборника рассказов и юморесок "Вітрила наших мрій", серии книжек для детей. Алексей Лукич — член клуба независимых украинских писателей "Оратания", член литературного объединения им. Василия Симоненко.
К сожалению, книги Алексея Соломицкого выходят в свет ничтожно малыми тиражами  (например, тираж прекрасного романа "Сансі" — всего 300 экземпляров!). Это делает их практически недоступными для широкого круга читателей. Но что можно сделать на сегодняшнюю учительскую пенсию, а все, что издано — только на собственные средства. На гонорары в нынешних условиях рассчитывать не приходится, ну а состоятельные люди в спонсоры не навязываются и не проявляют должного интереса к современной украинской литературе.

991 год. 30-летие нашего выпуска, на переднем плане с цветами Алексей Лукич,

На фото: 1991 год. 30-летие нашего выпуска, на переднем плане с цветами Алексей Лукич,
рядышком с Александрой Степановной. Крайний слева — Ваш покорный слуга.

 Верхний ряд слева направао: Шевчук Николай Данилович, Тихончук — муж В.Киселевой, Зубаренко Владимир Петрович — муж Е.Гордейчук. Овсяная Юлия Анатольевна, Мушинский Николай Николаевич, Шевчук Степан Степанович, Василенко Петр Филиппович, Беседа Василий Иванович, Момотенко Анатолий Дмитриевич, Звиревский Николай Петрович.
Средний ряд: Дорбалюк Н.И. (это я), Елена Ивановна — моя жена, Мельник (Коломиец) Ольга Ивановна—директор школы, Валя - жена Н.Шевчука, Гордийчук Елена Ивановна, Лопушанская Виля Максимовна, Албеско Галина Степановна, Марина — жена Н.Мушинского, Черниенко Анна Валентиновна, Дорбалюк Тамара Исаковна, Трибой Павел Михайлович.
Первый ряд: Пантюх Тамара Петровна, Фортуна Людмила Григорьевна — дочь первой учительницы Анны Анисимовны Паламарчук, Яковенко Елена Дмитриевна, Мельник Тамара Ивановна, Соломицкие Алексей Лукич и Александра Степановна, Швец Людмила Николаевна, Киселева Валентина Федоровна, жены П.Василенко и П.Трибоя.

Дополнение  (из Wikipedia.org):   Олексій Лукич Соломіцький—український поет, прозаїк.
Народився 20.03.1929 року в селі Кримка, Первомайського району, Миколаївської області.
Після десятирічної школи закінчив військове льотне училище бомбардувальників далекої дії. В 1954 році за станом здоров'я звільнений в запас. Потiм працював вчителем в селищi Камяний Мiст Миколаївської області.
Після закінчення Одеського держуніверситету працював учителем, літературним працівником газети «Одеський політехнік», інспектором шкіл Черкаського обласного відділу науки та освіти, вихователем в гуртожитках кооперативного та фінансово-економічного технікумів, завідуючим відділенням Черкаського фінансово-економічного технікуму.
Автор добірки оповідань та гуморесок, включених до збірки «Вітрила наших мрій», книжок «Жменя сміху — дітям на потіху», «Таємниця старого кургану», «Пастка», «Страшна помста», «Смішинки для Максима та Маринки», «Шлях у безсмертя», «За трьома зайцями» та багатьох публікацій у республіканській, обласній та місцевій періодичній пресі.
Член літературно-мистецького об'єднання імені Василя Симоненка. Зараз мешкає у Черкасах, але у свій час вчителював у Головківці. Має в селі хату, де проживає влітку. Майже всі твори написані в Головківці та на сюжети з життя її мешканців.

4. Эта заметка о самом любимом учителе, имя которого мне хочется писать только с большой буквы Григорий Корнеевич ЗятковскийУЧИТЕЛЬ, Григорий Корнеевич Зятковский. Уроженец села Крымки, участник ВОВ, он чем-то напоминал мне Фому Хаецкого из "Знаменосцев" Олеся Гончара. Простой, доступный, смотрящий на нас прищуренными смеющимися синими глазами, фронтовой старшина. Он всегда был готов к диалогу с учеником, находил нужные слова в самых сложных для нас вопросах, всегда решал наши проблемы и волнующие вопросы, деликатно не прибегая к советам коллег, что могло бы возбудить какие-либо сплетни, ненужные обсуждения, темы для ненужных разговоров.
На вопрос: "Расскажите о войне, как там было?", он, как правило, отвечал: "На войне, как на войне, мы стреляли, и в нас стреляли. Пора об этом забывать. Пусть это никогда не повторится!" Его специальностью была география, но так как географии в каждом классе бывало не больше двух часов в неделю, его постоянно до загружали до полной ставки другими предметами: ботаникой, зоологией, уроками труда. Специалистов по этим предметам в школе в то время не было.
     Благодаря Григорию Корнеевичу, мальчишки приобретали навыки, которые потом, во взрослой жизни, помогали мужчинам и в работе, и в укреплении семейных отношений. У учеников Григория Корнеевича всегда руки росли из нужного места.
     Первые моменты общения с этим учителем возникли в 6-ом классе и продолжались до окончания 9-го, когда его предметы исчезли из программы обучения. Его занятия всегда были сопряжением теории и практики. На уроках ботаники мы учились практике черенкования и прививки фруктовых деревьев, подготовке к посадке виноградной лозы, а благодаря урокам труда, в обработке дерева и металла. Представьте себе, как было мне приятно, когда я, зайдя в гости к полковнику юстиции в то время, Мушинскому Николаю, а ныне генерал-майору в отставке, бывшему судье Верховного суда Украины, увидел балкон его квартиры, отделанный деревом собственными руками  (сравните — теперь солдаты строят дачи генералам).
Да, Григорий Корнеевич, вот таким Вы остались в нашей памяти. Я уже не говорю о том, как плакали наши девочки, когда мы узнали, с приходом в десятый класс, что Вы не будете нашим классным руководителем, так как уроков географии больше не будет. Впервые после окончания школы мы встретились с УЧИТЕЛЕМ аж через тридцать лет, когда нас собралось рекордное количество — 30 человек. Правда, с учетом жен и мужей, прибывших на эту встречу (см. фотографию выше на этой странице). Сколько радости и тепла было в этой встрече, трудно высказать словами, их, таких, просто нет. И еще раз встретились, через сорок лет после выпускного. А вот в сорокапятилетие со времени окончания школы, проходя мимо двора Григория Корнеевича, не увидели его подбеливающим по весне деревья в саду. Анечка Черниенко сообщила нам, что любимый педагог ушел из жизни.
Меры нашей горечи было не измерить. ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ!                       18.12.2009

Просмотров: 1039 | Добавил: Dorbaliuk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: