17:10
Искры памяти. Продолжение,32
рошли бы метров двести в южном направлении. К домику у самых железнодорожных путей, общежитию железнодорожников, в котором с 1868 года жили и поныне живут железнодорожные мастера и бригадиры. Именно с него и еще нескольких таких нехитрых сооружений и начиналась цивилизация нашего края, от них пошло развитие поселка. Строительство железной дороги вдохнуло жизнь в эти пустынные края.
Вернулись бы метров на сто-двести назад. К проходной "Заготзерно". КАМЕРА НА ПРОХОДНУЮ И ЛАБОРАТОРИЮ.
С этой точки совершались первые отправки хлебных грузов железнодорожным транспортом. И снова кратчайшим путем на Петровскую гору, в исходную точку, открывающую прекрасный ландшафт села Катеринки, неотъемлемой части истории нашего края. События заселения Кодымской долины относятся приблизительно к 1790 году, когда на пустырях, густо заросших шиповниками, терновниками и другими кустарниками, на правом берегу Кодымы, покрытом густыми из камыша и осоки плавнями, степи, покрытой травою, буквально кишащей дрофами, перепелами, зайцами, лисицами появился хозяин.
Высочайшим повелением императрицы Екатерины ІІ эти земли были пожалованы участнику войны с турками дворянину, полковнику Михаилу Штрыкову. Он и начал обживать этот дикий край, столетиями угнетаемый турецко-татарскими ханами, через который проходил только узкий путь
"Чумацький шлях", ведущий на Крымский полуостров. Соседнее село поэтому и стало называться Крымкой. Чумаки, следовавшие обозами в Крым за солью и обратно, останавливались на ночлег в этих живописных местах.
Получив землю, Штрыков привез из Черниговской губернии 42 семьи крепостных, которые и стали основой села, и начал строительство имения. Все крепостные были собственностью Штрыкова. Единственную дочь-наследницу Штрыков выдал замуж за черниговского помещика Антона Батуринского, который после смерти тестя стал хозяином имения, но вскоре он тоже умер после возлияний на одном из пышных банкетов (ничего не изменилось с тех пор в наших краях).
Еще при жизни Штрыкова село назвали Катеринкой, в честь императрицы Екатерины ІІ, высокочтимой благодарным полковником...

Вдова Батуринская отличалась особой жестокостью к "быдлу" - своим крестьянам, которым была обязана всем своим состоянием. Замуж она больше не вышла. К старости ушла в религию, стала фанатично богомольной и задумала строительство церкви Великомученицы Екатерины, которое и совершила за счет своих доходов. Церковь оказалась одним из самых стойких оплотов религии в районе. Никогда и никем не закрывалась. И сегодня является достопримечательностью не только Катеринки, а и всего района и всей Николаевской области. ПОКАЗАТЬ ЦЕРКОВЬ С РАЗНЫХ ТОЧЕК.
В семидесятые годы ХIХ века в нескольких губерниях Украины начались крестьянские волнения. Батуринская, испугавшись мести крестьян за свою жестокость, уехала из Катеринки и вскоре умерла. После ее смерти приехал наследник рода и объявил землю и имение в продажу. Так как покупателей на заправленную новым хозяином цену не нашлось, имение и землю пришлось продавать по частям. Весь скарб был распродан по частям местным кулакам, а лес выкупил магнат-петербуржец Барендакин. Ежегодно он приезжал сюда на месяц на охоту и отдых. С этой целью завез в Катеринку 25 борзых собак. За уход за собаками платил ежегодно местному егерю пятьдесят рублей. 25 рублей егерю за работу и 25 на содержание собак. Собаки, естественно, жили по принципу остаточной стоимости, по принципу "хорта перед охотой не кормят". В вольерах они не застаивались, все время были в работе, независимо от охотничьего сезона. Их собачье благосостояние улучшалось только перед приездом хозяина. А егерь вскоре стал самым богатым человеком в селе. 50 рублей в то время - большие деньги были.

Интенсивное заселение Катеринки началось в 1861 году, после отмены крепостного права. Переселенцы были в основном бывшие крепостные из соседних губерний. Оседая в Катеринке, основная масса их шла работать на строительство железной дороги, развернувшееся в 1863 году. Дорога строилась в направлении Одесса-Елисаветград-Екатеринослав на средства купцов, которые за мизерную плату нанимали свободных крестьян.
Дорога была построена к 1870 году. В этом же году пошел первый поезд. Это была первая платная железная дорога в Российской империи. На месте нашей станции возник маленький разъезд, на котором работало всего семь человек. Грузооборот на разъезде Каменный Мост был сравнительно незначительным и исчерпывался отправлением до 100 тысяч пудов хлебных грузов в год. В то же время местные помещики Ремихи, Фаатцы, Шубовичи получали от сбыта выращенной хлебной продукции высокие и быстрые доходы, что значительно укрепило их хозяйства. В Катеринке к 1911 году было уже около 1800 душ населения. Она стала поставщиком рабочей силы для нашей станции, началась интенсивная застройка пристанционного поселка. Появились дома рабочих в первых трех кварталах - от перевалки до старого переезда. ДАТЬ ПАНОРАМУ

Участки для рабочих нарезались по 15 соток, при этом образовалось два переулка, очень узких, рассчитанных под гужевой транспорт. Когда появилась в больших количествах автомобильная техника, чернозем разбивался в непогоду и возникала в них непролазная грязь. Пройти к домам возможно было только в резиновых сапогах. Поэтому этот вид обуви пользовался у жителей повышенным спросом. Ситуация несколько изменилась только после того, как были благоустроены все улицы поселка, но это были уже 70-е годы.
К 1940 году Каменный Мост стал станцией с большим грузопотоком. На железной дороге уже работало 30 человек. Грузы отправлялись и поступали в обеих направлениях. Станция отправляла зерно, продукцию овощеводства, полеводства (сахарную свеклу), получала минеральные удобрения для окрестных колхозов и совхоза им. 25-летия Октября, строительные материалы различного назначения. Требовалось все больше рабочей силы для обеспечения переработок грузов. В экстренных случаях нанимались желающие подработать на погрузках-выгрузках. Им сразу же оплачивался труд в установленных тарифах.
В середине 30-х годов была создана МТС с ремонтными мастерскими. Она располагалась на территории нынешнего машзавода (КЗДМ/КЗСХМ) и обеспечивала сельхозтехникой уборочные и посевные кампании большой части колхозов и совхозов района. Началось строительство первых мощностей "Заготзерно". Возникали новые рабочие места, не связанные с изнурительной работой в колхозах и более высокооплачиваемые.
Производства требовали как рабочую силу, так и специалистов-организаторов: народ хлынул в поселок. МТС и "Заготзерно" начали строительство общежитий для специалистов. Были построены двухэтажный дом за путями железной дороги, а рядом с ним еще два кирпичных общежития для механизаторов МТС. Рядом с МТС, напротив вокзала, построенного еще в начале века, возникли здания магазина, небольшого клуба, рабочей столовой - все в одном комплексе. КАМЕРА НА ПОЛУРАЗРУШЕННЫЕ СТРОЕНИЯ.
Рядом было построено складское помещение Сельпо и огромный подвал-ледник - ПОКАЗАТЬ МЕСТО, в который завозился лед, вырубленный на Кодыме в зимнее время и, переложенный соломой, хранился на протяжении всего лета. Холодильников в то время не было и вся скоропортящаяся продукция Сельпо хранилась в этом леднике. Рядом встала баня МТС, которой долгие годы пользовались все жители поселка. Рядом с МТС был высажен большой фруктовый сад, который стал местом отдыха трудящихся, своеобразным сельским парком. На этом месте сейчас построены новые заводские и частные дома.
Уже в послевоенное время площадь клуба была расширена до 200 посадочных мест. В ныне разрушенном, к сожалению, клубе по вечерам бурлила жизнь; заведующий клубом Дмитрий Шматюк ставил силами молодежи, вернувшейся с войны и демобилизованной из армии спектакли из украинской классики. Особенно нравились посетителям пьесы Т.Шевченко, Карпенко-Карого, Квитки-Основьяненко, М.Старицкого. "Суета", "Назар Стодоля", "Наталка Полтавка", "Сватання на Гончаривци", "Мартын Боруля", с успехом шли спектакли современного украинского классика А. Корнейчука "Платон Кречет", "Фронт". Появлялись в нашем клубе и столичные знаменитости, я помню, например, концерт цыганского ансамбля семьи Лекаревых, среди которых был и тогда еще маленький Николай Лекарев, исполнитель роли баро в сериале "Кармелита", концерт артиста ереванской филармонии Ваграма Акопяна, китайского факира Ван-Тен-Тау. Представляете себе уровень культуры в поселке 50-х годов. Слева от клуба находился сельский стадион, в самом центре села. Тут же на улице спортивные снаряды. По воскресеньям парни показывают свое мастерство в гимнастике, гиревом спорте; рядом футбольное поле. Не менее двух раз в месяц проводятся футбольные матчи на первенство района, зрители сидят вокруг стадиона на травке и неистово болеют.

ВО ВРЕМЯ РАССКАЗА О КЛУБЕ И СТАРОМ ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ КАМЕРУ ДЕРЖАТЬ НА ФАСАДАХ.
В праздничные дни на фронтоне клуба монтировались гирлянда из крашеных лампочек и символ праздника. Шаговый искатель переключал режимы их свечения, перед входом высыпали несколько машин желтого карьерного песка, под которым пряталась непролазная грязь в дождливую погоду. Перед входом выстраивались духовые оркестры - от колхоза, МТС, школы. Особенно привлекал внимание людей школьный оркестр, капельмейстером которого был старшеклассник Валентин Лозов. Ребята играли марши, вальсы, польки, фокстроты — весь праздничный репертуар того времени. Родители гордились талантом своих детей, которые так прекрасно играли в условиях отсутствия музыкальной школы. В узком коридоре клуба была дверь в комнатку, в которой стоял длинный зеленого цвета стол, за которым две четверки любителей забывали "козла" на вылет. Очередь стояла у них за спинами. При входе в зал слева стоял большой бильярдный стол, отбоя не было от любителей сыграть в "американку".
Кинофильмы шли ежедневно, детский и взрослый сеансы. Танцы организовывались по субботам. Только до 23. 00 (сейчас в это время только начало "бала", и то в другом селе).
Киносеансы для взрослых заканчивались около 23. 00 и оживленная увлекательным сюжетом публика высыпала на перрон станции -
МЕСТО ВСЕХ ВСТРЕЧ И РАССТАВАНИЙ. КАМЕРА НА ПЕРРОН.
Никто не расходился по домам, живо обсуждая судьбы героев индийских фильмов в ожидании пассажирских поездов "Одесса-Харьков" и "Одесса -Знаменка" прибывавших почти одновременно, с разницей в полчаса - сорок минут, в зависимости от графика. Платформа тогда заканчивалась приблизительно напротив нынешнего "Экспресс-магазина". ПОКАЗАТЬ МАГАЗИН.
В самом начале ее рос огромный каштан, а рядом с ним еще какое -то дерево, на котором в ночное время весной и ранним летом гнездились какие-то летающие жучки с зелеными крыльями с радужным отливом.
Они досаждали присутствующим тем, что падали из дерева за воротники рубашек.
Рядом стояло малюсенькое здание вокзала. То что уцелело после подрыва немцами вокзала. В нем ютились начальник станции и комната дежурных по станции со всей аппаратурой. Особенно запомнились блокираторы жезлов и американские полевые телефоны в желтых сумках из кожи - трофеи недавней войны. Стоял там и телефонный коммутатор железнодорожной связи. Дежурный по станции дядя Иван Мустя давал примерить красную фуражку, когда я появлялся там с отцом. В иных случаях даже подход к двери был недопустим.
Дальше по перрону располагались снятые с колесных пар вагончики-теплушки, выполнявшие функции камеры хранения. весовой, багажного отделения. Дальше, там где построен новый вокзал, КАМЕРА НА НОВЫЙ ВОКЗАЛ И ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИКОЙ
росли огромные, в два обхвата осокори. Отец говорил, что им больше восьмидесяти лет. Так оно и было. С 1870 года по 50 год 19 века как раз и прошло 80 лет. За ними сразу, на месте, где сейчас построен узел автоматического управления, стоял какой-то нестандартный, выкрашенный в зеленый цвет вагон без колесных пар. В нем разместились буфет от ресторана станции Голта и рабочая столовая железнодорожников, которая больше использовалась мужским населением поселка как место отдыха, где за кружкой пива и рюмкой водки можно было обсудить все житейские проблемы, спрятавшись от пристальных глаз жен. Так и говорили, когда кто-то из них искал свою сильную половину:
— Да в "зеленому гаю" он, где же ему еще быть!". 

Просмотров: 690 | Добавил: Dorbaliuk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: